
Основные техники написания шрифтов, их применение в оформительской работе. Шрифт - графическая форма алфавитного письма, имеющая общее назначение и единый стиль начертания, определенного размера и рисунка. Каждый вид шрифта имеет свой "почерк", в зависимости от техники написания. На рисунок написания шрифта влияет угол наклона и вид инструмента письма. Шрифты пишут пером, кистью, маркером…. Техника исполнения шрифтов делится условно на 3 группы: 1. Рукописный - выполняется от руки, перьями разной величины и кистями, преимущество - скорость написания. (Рубленый, брусковый, антиква). 2. Рисованный - выполняется последовательно, с применением разных инструментов (обрисовывается контур букв, затем заполняется краской). Трафаретные и шаблонные шрифты относятся к рисованным. Особенности - более тщательная и точная прорисовка формы букв. 3. Рельефно-обьемный - гравированный или накладной. Гравированный выполняется резаками на камне, дереве, металле. Накладной - из картона, пенопласта, пластмассы, гипса, дерева, металла. Шрифтовые гарнитуры различаются по: 1. соотношению штрихов; 2. написанию и форме засечек; 3. по начертанию: прямое, наклонное, курсивное 4. по насыщенности: 1. суперсветлое 5. жирное 2. светлое 6. жирное курсивное 3. нормальное 7. полужирное 4. курсивное 8. супержирное 5. по плотности 6. по особенностям: сжатое, нормальное, широкое 1. Ясность (быстрое узнавание букв и простота графики); 2. четкость (контраст между цветом шрифта и фоном); 3. удобочитаемость; ритм; композиционная слаженность; связь рисунка букв с содержанием текста. Применяют, ту или иную гарнитуру шрифта, в соответствии с содержанием текста и эмоционального воздействия на зрителя. Буквы выбранного шрифта должны создавать легкую и красивую (для прочтения) надпись. 1. курсив и рубленый (гротеск). = Пояснительные, методические, тематические тексты, таблицы, схемы, диаграммы и основные тексты. 2. антиква курсив и декоративные. = Заголовки, цитаты, поздравительные адреса, буквицы, 3. брусковый (египетский), рельефно – объемный. = Заголовки, краткие тексты, где необходим весомый информационный акцент.
Правила выбора пропорции шрифтов, их применение в композиции текста. Пропорция – соотношение размеров частей друг к другу и к целому построению композиции. •Это не только соотношение ширины буквы к высоте, но и отношение ширины основных штрихов к ширине дополнительных штрихов и самой буквы, а так же просвету между этими штрихами. •Шрифт может быть светлым или жирным. Это определяется отношением ширины основных штрихов к высоте буквы, а также шириной внутрибуквенного просвета. Характер буквы меняется при постоянном внутрибуквенном просвете и изменении ширины основного штриха. •При разметке шрифта и выборе его размера удобно пользоваться модульной сеткой. Что дает возможность начертить и построить букву любой пропорции и величины. Буквы могут быть вписаны в квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. • Для наилучшего зрительного восприятия одной из благоприятных является пропорция «золотого сечения». Это – геометрическое построение прямоугольника предельно благоприятное для восприятия зрителем. Применяют в композиции текста для: построения модульной сетки букв шрифта; композиционного распределения текста и рисунка на формате; соотношения размера шрифта к целому построению композиции;соотношение размеров букв шрифта друг к другу.
Требования, предъявляемые к шрифту в плакате. 1. Четкость, ясность, удобочитаемость, простота графических форм, видов шрифтов в плакате; •четкость(опред. контрастом отношения цвета шрифта к цвету фона.*шрифт-черный, фон-желтый* •ясность (быстрая узнаваемость и простота букв). •удобочитаемость (оценка пригодности шрифта, восприятие содержания текста). 2. Образность шрифта, связь рисунка букв с содержанием текста: (где гарнитура шрифта должна соответствовать текстовой информации ); 3. Зависимость рисунков букв от техники их исполнения: (различают следующие виды шрифтов: • рукописный; • рисованный; • объемно – накладной) 4. Ритм : (Ритм в строке создается чередованием оптических полей самих букв, характером засечек и межбеквенных пробелов). 5. Цветовая гармония : • физическое (это четкость и удобочитаемость, через цвет шрифта и фона). •психологическое (может вызвать различное настроение: спокойное и раздраженное, понижать и повышать внимание.) 6. Стиливое единство шрифтов в плакате: (единый стиль шрифта, образно раскрывающий их содержание); 7. Смысловая акценировка в шрифтовом плакате: ( шрифт выполняется жирного начертания, крупного размера, выделяется цветностью, подчеркивается линейкой, вводится курсив или др. тип шрифта; 8. Целостность, композиционная слаженность общего построения. (скомпонованность общего построения шрифта в единую, целую композицию).
Цвет в плакате Все существующие в природе цвета делятся на 2 основные шкалы: хроматическую и ахроматическую. Хроматические (цветные) - в нее входят все цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, голубой, синий, фиолетовый, (для быстрого запоминания цветов спектра (по первым буквам слов) можно использовать подсказку "каждый охотник желает знать, где сидит фазан"..) эта шкала цветов содержит большое количество переходов от холодных к теплым цветам. ахроматические - белый,серый, черный, различаются только по светлоте и лишены цветового тона - это градация тонов от черного до белого. Условное деление цветовых тонов: • теплые: красные, оранжевые, желтые. • холодные: фиолетовый, голубой, синий и смежный с ним синевато-зеленый • Дополнительные цвета – цвета в цветовом круге, стоящие друг против друга. два цвета, дающие белый при оптическом смешении (красный с голубовато- зеленым, оранжевый с голубым, желтый с синим). При механическом смешении этих пар дополнительных цветов получаются оттенки с пониженной насыщенностью. Родственные – цвета, близко расположенные на цветовом круге. Цвет букв шрифта- это украшение заголовков, основного текста, создание тени, объема., рельефа. Многоцветность утомляет глаз, поэтому принято использовать в работах два- три цвета. Цвет дает возможность эмоционального воздействия на зрителя, усиливает мысль, подчеркивает выразительность замысла оформления. Художник – оформитель должен знать основные положения цветоведения. Существует два качества, воздействия на зрителя: 1. физическое (это четкость и удобочитаемость, через цвет шрифта и фона). 2. психологическое (может вызвать различное настроение: спокойное и раздраженное, понижать и повышать внимание.)
Виды построения композиции в оформительских работах. Композиция надписи бывает: 1. симметричной ( строки располагаются на одинаковом расстоянии от центральной оси.) Наиболее распространенная. Выглядит как спокойная, статически уравновешенная форма; При разметке симметричной композиции проводим вертикальную ось, с которой совмещаются середины каждой строки надписи. При нахождении середины учитываем: • характер начертания начальной и конечной букв в строке; • наличие вопросительного и восклицательного знаков, тире. • Особенности распределения одинарных и полуторных; открытых и закрытых букв шрифта. Разновидностью симметричной композиции являются надписи, внешний абрис которых имеет вид прямоугольника, треугольника, круга и других геометрических фигур. Нарушается равновесие в симметричной композиции при: • больших просветах между словами; •выходящих за линию шрифта элементов букв; • инициальной букве, начинающей текст. 2. асимметричной (нарушение симметричного строения строк); 3. блочной (если строки по количеству букв в каждой строке одинаковы); 4. флаговой (с подбивкой влево и вправо) Форма строки зависит от общей композиции. Следует избегать размещения текста сверху вниз - это не свойственно системе нашего письма. Все композиционные варианты следует проверить в карандашных набросках. После сравнения выбираем самый удачный вариант и приступаем к надписи. Заключительным этапом работы являются декоративное оформление надписи - выделение главного цветом или обводкой, создание тени. - Не имеет той завершенной формы как симметричная. Из асимметричных надписей ясно выраженным принципом построения обладает лишь надписи с флаговой (с подбивкой влево и вправо) и ступенчатой композицией строк.
|